Translate

вторник, 18 декабря 2012 г.

Команчи в Дуранго


Comanches en Durango: la historia contada por Fernando von Tempski.

Густавус Фердинанд фон Темпский  -  журналист, художник и солдат фортуны, путешествовал верхом по Мексике, Калифорнии и Гватемале (1853-1855 гг, времена президентства Санта-Аны), и оставил интересные записки и впечатления в книге, называемой "Митла":

Индейский всадник.


Всех разбойных дикарей-индейцев мексиканцы называли команчами. Однако, скорее всего они были остатками различных племен, которые вынужденно отступали на Запад под натиском белых американцев. Впервые они появились в Соноре всего лишь несколько лет назад. Они приходили пешие, плохо вооруженные, истощенные долгими скитаниями и жестокими стычками с поселенцами, которые сломили их дух. С ними могла бы справиться и сотня ранчерос, однако в те времена даже таковой не нашлось. Индейцы посчитали, что земля в Чиуауа и Дуранго вполне им подходит – кругом были лишь редкие деревеньки, и практически не было городов. Зато было много одиноких ранчо, раскиданных в пустыне, и там водилось множество лошадей. При небольшой сноровке в конокрадстве, можно было легко увести столько лошадей, сколько хотелось. Кругом были равнины, перемежаемые горами, а в горах было множество укрытий и опасных троп. Дикари не замедлили обеспечить себя лошадьми и оружием, и начали в этих местах новую жизнь. Дети команчей играют с маленькими луком и стрелами, меняя их на взрослые по мере того, как растет их сила и умение обращаться с оружием. Ребенка-команча сажали на лошадь, когда он ростом доходил едва ли до середины крупа лошади, и вскоре он начинал чувствовать себя верхом как дома. Команчи передвигаются по-разбойничьи быстро. Они могут появиться в любом месте совершенно неожиданно – словно упали с неба. Забирая свою добычу – женщин, лошадей, скот и мулов – они уничтожают все, что не могут унести с собой, и исчезают так же неожиданно, как и появились. На следующий день они могут объявиться за сотню миль от места набега. Неудивительно, что команчи позволяют себе такую скорость – лошадей у них много, и приобретение их ничего не стоит для команчей. Если лошадь вдруг выходит из строя, они легко могут найти ей замену в ближайшем ранчо. Быстрота передвижения команчей очень часто может привести к ошибочным выводам об их количестве – их появление в разных местах в самое короткое время заставляет предположить, что набеги были сделаны несколькими группами.

В это время самым известным и наводящим страх вождем команчей был Антонио. Он был родом из мирных индейцев Пуэбло-Нуэво. Когда он служил в армии, его часть размещалась в асьенде неподалеку от города Дуранго, и там ему часто приходилось голодать. Однажды старуха, которая продавала тортильи на углу, заломила за них слишком высокую цену, и вдобавок разразилась проклятиями в адрес Антонио. 
Индейцы. Рисунок Г.Ф.фон Темпского.
И вот однажды Антонио не явился на обычную перекличку. Некоторое время спустя солдаты этой части возвращались из военной экспедиции в асьенду, где была расквартирована их часть. Они увидели, что усадьба сожжена дотла, и повсюду валяются мертвые тела ее обитателей. На углу лежала старуха – скальпированная, но еще живая. Несмотря на скальпирование, она выжила, а затем переехала в Дуранго, где нашла себе пропитание, показывая всем свою лысую голову и рассказывая историю своего скальпирования. 
«- Индейцы повалили меня на землю, - рассказывала она. - Один уселся мне на ноги, а другой ухватился за мои волосы – это был тот дьявол Антонио, я его сразу узнала несмотря на то, что его рожа была покрыта боевой краской. 
- Помнишь ли меня? – спросил он. – И как ты издевалась надо мной? 
- Конечно, помню. Потому что ты это заслужил. 
- Я пришел отплатить тебе за это. 
- Да пошел ты к черту! 
Он вытащил нож. Я поливала его градом проклятий, а он проклинал меня. Он сделал мне надрезы по всей голове, и кровь залила меня так, что я уже не могла говорить. Однако я приказала себе, что все равно выживу, несмотря ни на что. Он уперся ногами мне в плечо, и рывком дернул за волосы. Я потеряла сознание, а когда я пришла в себя, то скальпа моего уже не было. Слава Пресвятой Деве Кармельской – сейчас-то я себя хорошо чувствую, и еще посмотрю, как этот Антонио дергается на виселице». 
Наверное, только необоримое желание мести помогло этой старухе выжить после скальпирования, потому что большинство людей погибают после этой процедуры. 
Далее, в той местности последовала целая серия разбойных нападений. Опыт, который Антонио приобрел на солдатской службе, помог завоевать ему авторитет среди его новых подельников. Он стал вождем команчей, и все попытки достать его неизменно заканчивались провалом. В конце концов, его поймали при помощи небольшой уловки: трезвость и воздержание никогда не были его добродетелями. Некая патриотка, как Юдифь, заманила Антонио в пустынный поселок, надавала ему заманчивых обещаний и напоила агуардиенте. Когда он дошел до состояния полного ступора, Худит подала сигнал солдатам, которые ждали в условленном месте. 
Когда на следующий день Антонио проснулся, то обнаружил себя привязанным к спине мула, который направлялся в Дуранго. Фон Темпскому удалось увидеть его уже в тюрьме. Антонио был среднего роста, с правильными чертами лица. Движения его были легки, и на нем не было видно следов страха перед ожидавшей его судьбой. Стоя на эшафоте, он высказал свое искреннее желание увидеться в мире ином с друзьями, которые помогли ему переправиться на тот свет, и там он непременно найдет способ отплатить им по заслугам, когда они в свою очередь там окажутся. 
Говорят, что старуха, которую он скальпировал, обмакнула свой платок в кровь казненного.’


(Густав Фердинанд фон Темпский, «Митла».  Перевод с английского Таракихи)

Комментариев нет:

Отправить комментарий