Translate

пятница, 10 мая 2013 г.

Генерал Бенхамин Аргумедо


El corrido de Benjamin Argumedo - de "el que nunca tiene miedo"

Возможно, этот пост будет интересен для тех, кто интересуется гражданским расколом в других странах. В частности, у нас в России до сих пор не утихли споры о том, кто был лучше, чище и белее - красные или белые.  Наверное, утешительно будет знать, что и в Мексике, несмотря на то, что там, почти одновременно с нашей, победила своя Революция, -   ее давно уже пересмотрели, а мексиканский официоз, не менее нашего, заинтересован в  этом пересмотре идейного наследия Революции.  


Бенхамин Аргумедо (Benjamin Argumedo, ~1876 - 1916)  -
Звание: Генерал
Юрисдикция: Бригадный генерал Федеральных войск Мексики
Срок службы: 7 лет 
Прозвище: "Лев Лагуны"
Идеологическая приверженность: Антиреэлекционизм (Мексиканская революция) -1910-11гг.
Мексиканская армия: 1912 г. 
Контрреволюция: 1912-1913 гг. 
Мексиканская армия: 1913-1914 гг.
Контрреволюция: 1914-1916 гг.
Вид войск:  Сельская гвардия (Guardia Rural), 20-й Корпус


Бенхамин Аргумедо -  простой крестьянин то ли из Идальго, то ли из Дуранго, который стал народным генералом, и одним из известнейших героев мексиканской Революции - во-первых, за свою беспрецедентную храбрость (самая известная про него поговорка такова, что он "никогда ничего не боялся"), а во-вторых, Аргумедо был противником самого Панчо Вильи в боях, которые развертывались на севере Мексики, в Дуранго и Коауиле.

Несмотря на то, что Аргумедо с самого начала революции был "мадеристом", т.е. поддерживал Франциско Мадеру, который боролся против тридцатилетней диктатуры Порфирио Диаса (для тех, кто не в курсе -  то есть, Аргумедо изначально поддерживал "прогрессивное" направление:), впоследствии он не раз менял свою приверженность.  В частности, звание Бригадного генерала Аргумедо присвоил диктатор Викторьяно Уэрта, очередной президент Мексики, который, во время президентской чехарды в течение революционной декады, стал известен как реакционер,  поощряемый правительством Соединенных Штатов, а среди народной фольклорной традиции был известен как пьяница, дурак и наркоман.  Надо подчеркнуть, что несмотря на то, что Аргумедо был верен Уэрте, но впоследствии он также был верен своим новым взглядам, если он убеждался в том, что прежние были ошибочны.

Несмотря на то, Аргумедо немало помародерствовал в Сакатекас и Сан-Луис Потоси, и в битвах потерпел более поражений, чем выиграл побед, народная традиция превозносит его не менее чем Панчо Вилью.

В народной корридо о Карабине 30 на 30, есть такие слова:

Gritaba Francisco Villa:
-  Donde te hallas, Argumedo?
Ven, parate aqui adelante,
Tu que nunca tienes miedo!
Закричал Франциско Вилья:
- Где ты там ходишь, Аргумедо?
Становись вперед со своим войском,
Ведь ты у нас ничего не боишься!


Самое известное его прозвище - "Лев Лагуны" (он был родом из местечка Comarca Lagunera).  Мексиканская Революция богата на фольклор, и если мы вспомним прозвище самого Панчо Вильи - "Кентавр Севера" и самого Эмильяно Сапаты - "Кентавр Юга", то нас не удивит и прозвище Аргумедо, несмотря на то, что крестьянский генерал долгое время противостоял Панчо Вилье.  Противостояние между Вильей и Аргумедо впоследствии перешло в фольклор. Народная традиция, которая любит Панчо Вилью, в то же время не отказывает в храбрости и его врагу - Бенхамину Аргумедо, который был достоин уважения именно в силу своей храбрости. Когда закончилась быстротечная диктатура Уэрты, генерал Аргумедо присоединился к войскам Кентавра Юга - Эмильяно Сапаты, но из-за разногласий с сапатистами, покинул юг Мексики, и, тяжело раненый но не желающий никому сдаваться, все же был захвачен в плен 4 февраля 1916 года, отправлен на север в Дуранго, где по приговору военного трибунала был расстрелян 1 марта 1916 г.

Предлагаю послушать "Корридо о Бенхамине Аргумедо" в исполнении Антонио Агиляра. Фильм об Аргумедо был снят в 1980 году, в заглавной роли снимался мой кумир Антонио Агиляр (который снялся в стольких фильмах, что не снилось и самому Безрукову :))  Главная ценность этого фильма -  безусловно, золотой голос самого Агиляра, и эстрадная обработка одной из версий народной корридо о генерале Аргумедо, каковая (народная версия) была впервые записана в 1835 году.(по ссылке можно послушать, es una joyita). 





Читать далее - слова этой корридо с переводом на русский язык... Также, о том как ныне фигура Бенхамина Аргумедо стоит на главной площади Мехико, и что мексиканцы думают по этому поводу, а также личные оговорки.



Корридо о генерале Бенхамине Аргумедо: 

Para empezar a cantar
Para empezar a cantar
Pido permiso primero
Señores son las mañanas
Señores son las mañanas
De Benjamín Argumedo

Lo agarran en San Francisco
Lo agarran en San Francisco
de los Adame mentados
Llegaron a Zacatecas
Llegaron a Zacatecas
Con Argumedo amarrado

Lo bajaron de la sierra
Lo bajaron de la sierra
Todo oliado como un cuete
Lo pasan por San Miguel
Lo pasan por San Miguel
Lo llevan a Sombrerete

Oiga usted mi general
Oiga usted mi general
Yo también fui hombre valiente
quiero que usted me fusile
quiero que usted me fusile
en publico de la gente

Tanto pelear y pelear
Tanto pelear y pelear
Con las armas en la mano
Vine a morir fusilado
Vine a morir fusilado
En el panteón de Durango

Adiós también al reloj
Adiós también al reloj
Sus horas me atormentaban
Pues clarito me decían
Pues clarito me decían
Las horas que me faltaban

Para empezar a cantar
Para empezar a cantar
Pido permiso primero
Señores son las mañanas
Señores son las mañanas
Del general Argumedo
Чтобы начать свой рассказ
Чтобы начать свой рассказ
Ваше нужно разрешенье.
Сеньорес, вот вам история
Сеньорес, вот вам история
про Бенхамина Аргумедо.

Схватили его в Сан-Франциско*
Схватили его в Сан-Франциско
где его сдали предатели,
И вот везут в Сакатекас,
И вот везут в Сакатекас
Пленного Аргумедо.

Его спустили с гор,
Его спустили с гор,
Связанного как дичь,
Его провезли через Сан-Мигель
Его провезли через Сан-Мигель
И вот везут его в Сомбререте.

«Послушайте, мой генерал,
Послушайте, мой генерал
Я тоже был храбрым солдатом,
Прошу -  пусть меня расстреляют
Прошу  - пусть меня расстреляют
прилюдно, на площади этой.

Неужто я столько сражался
Неужто я столько сражался
Оружье из рук не выпуская,
Чтобы меня расстреляли
Чтобы меня расстреляли
На кладбище этом в Дуранго.

Прощайте, на башне часы
Прощайте, на башне часы
Ваш бой меня уж измучил,
Вы мне считали так ясно,
Вы мне считали так ясно
То время, что мне осталось.

Чтобы начать свой рассказ
Чтобы начать свой рассказ
Ваше нужно разрешенье.
Сеньорес, вот вам история
Сеньорес, вот вам история
про Бенхамина Аргумедо.

(Автор корридо  - Иносенсио Парра (Inocencio Parra), ближайший сподвижник Аргумедо, который присутствовал во время расстрела генерала. Это сокращенный вариант корридо, а оригинальный текст занимает несколько страниц, и содержит подробный пересказ того, как погиб герой). 

* Сноска: имеется ввиду Сан-Франциско - населенный пункт на севере Мексики, а не американский город Сан-Франциско.

Неизбежный постскриптум: в Мексике, во время празднований Двухсотлетия Независимости, и Столетия Революции (то есть, последовательно 1810 и 1910 гг.), на Сокало (главной площади) города Мехико был воздвигнут так называемый "Колосс" (el Coloso)   - собирательный образ солдата мексиканской Революции, который, однако, имеет явные и очевидные портретные черты Бенхамина Аргумедо.  Несмотря на то, что сам скульптор назвал свою фигуру "Колосс Бенхамина Аргумедо",  Министерство образования Мексики выпустило специальное коммюнике, в котором утверждалось, что Колосс представляет из себя собирательный образ мексиканского революционера, и не несет конкретного портретного сходства. 



Фигура "Колосса" породила раскол среди мексиканцев. Кто такой Аргумедо, чтобы стоять на главной площади Мехико? Он был контрреволюционером, поддержавшим реакционное восстание Паскуаля Ороско против Мадеро, а затем вставшим на сторону убийцы Мадеро и узурпатора Викторьяно Уэрты, и сражавшимся с революционными войсками. Он был врагом Панчо Вильи, и был захвачен в плен генералом Франциско Мургия, а затем расстрелян каррансистами за предательство. Разве он достоин стоять на Сокало - главной площади Мексики? С другой стороны, слышатся голоса о том, что мексиканская революция уже давно всех оправдала, в том числе и в народном фольклоре, и Аргумедо так же достоин памяти, как и Франциско Вилья. Черты Колоса, как говорит мексиканский официоз, отражают "всех и никого" одновременно, а сам скульптор Хуан Кэнфилд (Juan Canfield) говорит, что "Я избрал образ Аргумедо не потому, что он участвовал в Революции, а по причине его физического облика, который свидетельствует о человеке с характером, а также  из-за больших усов -  характерной черты революционного образа". 

Противники образа Аргумедо припоминают ему и массовое убийство китайцев в Торреоне в самом начале Революции - в  1911 году, когда этот город был захвачен войсками генерала. В той битве Аргумедо противостоял корпус, верный Порфирио Диасу - "Los Amarillos" ("Желтые"), названный так по цвету своей униформы, а не по азиатскому происхождению.  Обороняясь в пределах города, "Желтые" начали стрельбу по войскам "мадеристов", т.е. солдатам Аргумедо  - выстрелы раздавались из здания Китайского банка (el Banco Chino), который находился на одной из улиц Торреона. Солдаты Аргумедо выбили стекла, проникли в здание и начали охоту за скрывавшимися в банке людьми - большинство из которых были китайцами.  Вскоре раздался клич "Бей китайцев!", и в городе началась охота за китайцами, в которой погибли 303 китайских граждан Торреона, большинство из которых были женщины и дети. Наверное, следует напомнить, что китайская диаспора в Торреоне до этого события имела многолетнюю историю, а мексиканцы сами по себе народ весьма терпимый к иностранцам, и не проявляет ярко выраженной ксенофобии. Тем не менее, "китайская резня" получила широкую огласку, и впоследствии правительство Мексики было вынуждено провести расследование и даже эксгумацию общей могилы погибших китайцев. 

О Бенхамине Аргумедо было сложено несколько корридо (рассказов в форме народных былин), и снят уже упомянутый фильм с Антонио Агиляром в главной роли. 

Пост-постскриптум. Меня давно интересовала эта фигура мексиканской революции, и я жалею, что я ждала столько лет, и написала о нем только сейчас.  Кроме того, я жалею что написала так мало...))   Бенхамин Аргумедо, безусловно, равновелик таким фигурам как Панчо Вилья и Эмильяно Сапата - но если у Аргумедо нет идейной наполненности последних, то его мужество и личная храбрость достойны своего места в мексиканской революции и памяти о ней.  

По моему мнению, фигура Колосса на Сокало опошлила весь смысл Революции - ведь мексиканцы, которые в ней воевали - как крестьянин Аргумедо - были в массе своей маленькими людьми, и в большинстве своем неграмотными, необразованными крестьянами, но - с великими страстями, с неукротимой жаждой правды и справедливости, что включает мексиканцев в список великих наций.  Следовательно, настоящего памятника заслуживает не конкретный образ одного крестьянина-солдата, но образ всей воюющей Мексики, восставшей за правду.  Такой Мексики, какой ее увидел Эйзенштейн... Да здравствует Мексика! 

Пост-пост-постскриптум Неуважаемые мною туристические агентства! Мои тексты, включая опубликованные на Месоамерика.ру,  были раздербанены вами и вставлены в ваши глупые сайты, претендующие на сопроводительную информацию по Мексике. Моя личная точка зрения категорически противостоит современной идее массового туристического потока, которая, как я считаю, служит оглуплению людей. Если вы намерены взять у меня текст, то хотя бы присовокупите мое мнение по этому вопросу, не говоря уж о ссылке на оригинал - пусть люди сами подумают, пользоваться ли вашими услугами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий