Translate

суббота, 4 апреля 2015 г.

МАСЕДОНИО АЛЬКАЛА - БОГ НИКОГДА НЕ УМИРАЕТ


MACEDONIO ALCALA:  DIOS NUNCA MUERE

Эта музыкальная пьеса в ритме вальса была написана бедным, но гениальным скрипачом из старинного мексиканского города Оахака, по имени Маседонио Алькала (ударение на последний слог).  Надо заметить, что популярность этого вальса такова, что он уже давно стал неофициальным гимном Оахаки - его исполняют все мыслимые и немыслимые музыкальные группы,  включая государственные симфонические, и местные самопальные духовые оркестры, которые в наше время по праздникам расхаживают по улицам города и жутко дудят в свои трубы, перевирая священные ноты, написанные гениальным скрипачом.  Вальс этот играют на похоронах, на торжественных мероприятиях, исполняют как песню... 

В наше время чаще всего эту музыку можно услышать на днях рождения и на похоронах.  Позднее к музыке вальса были написаны слова, полные глубого философского смысла, и этот вальс исполняли (и исполняют) лучшие мексиканские певцы - Педро Инфанте, Хавьер Солис, а также региональные певцы Оахаки (Лила Даунс, Сусана Харп), для которых исполнение этого вальса, точнее, этого произведения - высокая честь. 

Этот вальс я открыла для себя в Оахаке, равно как и имя его автора - Маседонио Алькала. Надо признаться, что это одно из самых моих любимых произведений мексиканской музыки, от которой буквально разрывается сердце... Эта пиеса уже давно занесена в мой список "самых любимых" - lo mas predilecto.  Без этой музыки для меня нет Мексики.

Наверное, если бы я не знала истории о бедном скрипаче, то эта музыка не отзывалась бы в сердце такой болью и таким пониманием конечности нашего физического бытия, и бесконечности бытия душевного.



Маседонио Алькала

ИСТОРИЯ БЕДНОГО СКРИПАЧА ИЗ ОАХАКИ

Маседонио Алькала был профессиональным скрипачом, который родился и вырос в Оахаке в 
1831 г.  Там же, он начал ходить в музыкальную школу, и, как большинство одаренных музыкально мексиканцев (а таких в Мексике множество) одновременно играл на вечеринках, свадьбах и прочих мероприятиях.  Поскольку было очевидно, что Маседонио - скрипач  "от Бога", то его послали учиться в столицу - в Мехико. По завершении учебы в консерватории он вернулся в родную Оахаку, и играл в филармоническом обществе Св.Сесилии. В Оахаке он женился, у него родились трое детей. Музыканту и сейчас непросто прожить, а в раздираемой войнами Мексике жизнь музыканта была обречена на нищету.  Постоянная бедность,  невозможность заработать музыкальным трудом на содержание семьи  вызвали у музыканта различные болезни, и что грустнее всего -  губительное пристрастие к выпивке, и постоянную подавленность, переходящую в депрессию. Музыкант с семьей был вынужден покинуть город и переехать в близлежащую деревню.

Но у Маседонио была одна, но пламенная страсть - музыка.  Скрипач от Бога, как Паганини.  Как говорили современники, Маседонио был человеком чувства, эмоции, страсти - и эта страсть замечали его слушатели, когда он играл на скрипке.  К тому же, скрипач был еще и неплохим композитором-мелодистом. Очень часто он виртуозно импровизировал на скрипке, но мало беспокоился о том, чтобы записать свои новые пьесы. Для него главным был однократный порыв, страсть, взлет.

Но полеты музыканта постоянно подрезала болезнь и хроническая депрессия, усугубляемая алкоголем. Бывали месяцы, когда музыкант не вставал с постели, обрекая свою семью на голодное существование. И вот, однажды пришло спасение.

В Оахаке сохранилась легенда, что когда Маседонио находился дома, прикованный болезнью к постели, раздираемый душевными муками от сознания своей нищеты и невозможности выбраться из состояния хронического несчастья  - к нему явилась делегация индейцев из соседней Тлаколулы. Они попросили скрипача, чтобы он написал им гимн в честь Девы Марии, покровительницы их городка, и заплатили аванс в двенадцать песо. Эти деньги спасли семью бедного музыканта, находившегося на грани отчаяния. Ведь он часто молил Бога, чтобы тот его спас - и Господь послал ему спасение. Больной, но полный воодушевления, Маседонио стал писать музыку в ритме вальса (О Belle Epoque девятнадцатого века!), и назвал пиесу Dios nunca muere - Бог никогда не умирает. Говорят, что прикованный к постели музыкант не мог встать, у него не было бумаги... Но вдохновленный неожиданным спасением, он стал писать музыку прямо... на стене у своей кровати.  Человек страсти, человек вдохновения!  Название своему произведению - "Бог никогда не умирает" (Dios nunca muere) композитор дал сам - в знак спасения и надежды. Написание вальса давалось больному с трудом, но он смог завершить свою работу - возможно, сам и написал оркестровку, так как был профессиональным музыкантом высокого класса. (и такой, увы, прозябал в провинции, погибая от нищеты бытия и духа...)

Вскоре, новая музыкальная пьеса была впервые исполнена в Оахаке, и с самого первого исполнения получила такой грандиозный, поразительный  и ошеломляющий успех, что стала символом штата Оахака. 


Правда, имеется и другая история сочинения этой пьесы.  Говорят,  что деньги эти - двенадцать песо - оставили друзья Маседонио, а свою музыкальную пьесу Маседонио написал позднее. Скрипач написал впоследствии еще несколько пьес, но, как говорили его современники - он мало заботился о том, чтобы вовремя записать свои озарения, и со смертью автора (а он умер в 38 лет) они бесследно канули в забвение. Умереть в тридцать восемь лет, создав всего лишь одно, но бессмертное произведение - стоит так умереть или нет?

"Бог никогда не умирает" - единственный хит бедного скрипача из Оахаки. Под его исполнение празднуют, хоронят, проливают слезы, отмечают мероприятия многие поколения жителей Оахаки.

Вальс звучит в прекрасной оркестровке, исполнение 
Orquesta sinfónica de Minería - на мой взгляд, лучшее исполнение.

Отметьте - в оркестре присутствует маримба (вид ксилофона) - традиционный музыкальный инструмент Юга Мексики - Оахаки и Чиапаса.  Какая же Оахака и Чиапас без маримбы!

В следующих постах я размещу другие интерпретации этого вальса, в том числе и песенные.


Комментариев нет:

Отправить комментарий