Клаудио Ломниц
МЕКСИКАНСКИЙ РАСОВЫЙ ВОПРОС
(отрывки из статьи)
.... Вплоть до 1980 года Латинская Америка – и особенно две
ее страны с наибольшим процентом метисского населения: Бразилия и Мексика –
открыто заявляли о своем моральном превосходстве над Соединенными Штатами в
области расовых взаимоотношений. В частности, мексиканское превосходство было
основано на факте более скорого, по сравнению со Штатами, упразднения рабства
сразу по достижении независимости. Так как Мексика впоследствие была вовлечена
в войну с Соединенными Штатами, то США с тех пор стали постоянной константой в
возбуждении национального беспокойства мексиканцев, а мексиканское
превосходство в расовом вопросе стало в Мексике открытой темой для публичных
дискурсов начиная с 19 века, которые продолжились в веке двадцатом, когда в США
началась дискриминация мексиканских эмигрантов и американских мексиканцев.
Короче говоря, опыт дискриминации в Соединенных Штатах способствовал
существованию мексиканского национализма в течение полутора веков.
Другой источник расовой самоидентификации мексиканцев уходит
корнями в колониальный период.
В то время как британцы, французы, голландцы, и
позднее – американцы активно переводили и распространяли «Кратчайшее сообщение
о разрушении Индий» 1552 года - труд доминиканца Бартоломе де лас Касаса, и
нарочито раздували так называемую Черную легенду об ужасах и жестокостях
испанцев против индейцев, чтобы оправдать свои собственные якобы более гуманные
колониальные проекты, - испанцы и Испанская Америка создавали собственную
легенду смешения и слияния рас посредством секса, брака и религии – в пику
англо-американской любви к геноциду, апартеиду и Джиму Кроу. Эта испанская идея
стала краеугольным камнем национальной идентичности мексиканцев в начале
двадцатого века, когда понятие «метиса» В Мексике отождествлялось с понятием идеального
гражданина.
В самом начале Холодной войны американцам начали ценить
плоды добрососедских отношений с Мексикой. Им пришлось признать, что у
латиноамериканцев можно кое-чему научиться, а именно – начать любить смешение
рас. Поэтому, созданная при ООН в 1945 году организация ЮНЕСКО, которая
занималась вопросами образования, науки и культуры и которая была глубоко
обеспокоена вопросами расизма, была вынуждена принять сложившееся у
латиноамериканских стран самоназвание - «расовые демократии», и эти страны
образцовым примером для развития расовых взаимоотношений. Учебники, написанные
в эпоху Холодной войны для американцев, довольно приятным образом определяли
страны Латинской Америки как страны «расовых демократий».
Этот взгляд на латиноамериканцев укрепился, когда
американские туристы и бизнесмены, путешествующие по Латинской Америке, вдруг
открыли новый мир – мир, который был терпим к расовой принадлежности, тот мир,
где даже самые чувствительные вопросы могут быть без стеснения выставлены
напоказ. И правда – у латиноамериканцев действует своя собственная вакцина
против предрассудков: у них принято раздувать, преувеличивать и подвергать
всяческому осмеянию физические характеристики человека. Например, такие клички
как gordo (толстый), flaca (тощая), negro (черный), prietita (шатеночка), or
cholo (индеец) являются всего лишь ласковыми именами. В то время как в Америке
мексиканцы протестуют против мультипликационных изображений Фрито-Бандидо, или
мексиканской собачки чиуауа компании Тако-Белл, в самой Мексике мексиканцы
сознательно выбрали для чемпионата мира по футболу в 1986 году свой собственный
талисман – Эль Пике, зеленый перчик-чили в большом сомбреро и с огромными усами
(который очевидно приходится родственником мышонку Спиди-Гонсалесу).
Мексиканцы, в большинстве своем, верят в то, что им удалось
преодолеть расизм посредством «местизахе». […]
(перевод Таракихи)
Оригинал статьи:
http://bostonreview.net/BR30.6/lomnitz.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий